Гипотезы исследования

Гипотезы исследования
обоснованные предположения о структуре изучаемых социальных объектов, характере составляющих их элементов, механизме функционирования и развития и т. д. Прогнозирование способов решения исследовательской проблемы осуществляется в форме Г., выдвижение которых является необходимым элементом научного поиска (см. Маркс К., Энгельс Ф. // Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 555). Разработка программы социологического исследования, предварительный теоретический анализ проблемы, формирование концептуальной схемы исследований является не только формой систематизации имеющегося научного знания, но и его прироста, и до осуществления исследования выступает в форме Г. Г. и., особенно на этапе анализа предварительных эмпирических данных (например, статистических), теоретических представлений об объекте, играют чрезвычайно важную организующую и направляющую роль.

К ним также «привязывается» главная теоретико-познавательная цель исследования подтверждение или опровержение выдвинутых Г. Подтвержденные эмпирически, обоснованные Г. становятся положениями теории, истинность которых (положений) считается установленной. К формированию Г. в социологическом исследовании предъявляется ряд требований. Они, в частности, гласят: Г. должны соответствовать исходным принципам общесоциологической теории, быть взаимосвязанными и представлять в совокупности систему доказательств выдвинутого объяснения; быть доступными проверке в процессе данного социологического исследования (при этом указывается способ их проверки); не должны противоречить известным и проверенным фактам, а также друг другу (хотя и могут быть альтернативными). Каждая Г. должна быть простой, развертываться от общих посылок к эмпирически интерпретируемым следствиям, заключать в себе возможность дедуктивного выведения эмпирически проверяемых предположений, полученных в результате исследования. Г., объясняющая социальные факты некоторой предметной области, не должна противоречить другим теоретическим положениям, истинность которых для данной предметной области уже доказана. От точного формулирования Г. и. во многом зависит теоретическая значимость социологического исследования. Г. и. различают по содержанию предположений относительно изучаемого социального объекта как описательные и объяснительные.

Описательные делятся на структурные, т. е. предположения о наборе элементов изучаемого социального объекта и характере связей между ними, и функциональные, т. е. предположения о специфике поведения элементов объекта и его самого, выполнении ими тех или иных функций. Объяснительные гипотезы представляют собой предположения о причинно-следственных связях в изучаемом объекте и его связях с внешней средой, требующих экспериментальной проверки. Правда, описательные Г. и. в определенном смысле тоже являются объяснительными, но они раскрывают не причинно-следственные, а структурные и функциональные связи. По степени общности предположений бывают Г.-обоснования и Г.-следствия. Последние выводятся из первых. Подтверждение или опровержение в ходе эмпирического исследования Г.следствий путь доказательства Г.-обосновании. С точки зрения задач социологического исследования, Г. подразделяют на основные и неосновные как относящиеся к разным задачам. Конечно же, главное внимание при выдвижении Г. и. уделяется первому их виду, относящемуся к центральному вопросу (проблеме), к основной задаче. По степени обоснованности и разработанности различают первичные и вторичные Г. Вторичные выдвигаются взамен тех, которые опровергаются эмпирическими данными. Хорошо обоснованное исследование опирается на целую серию альтернативных Г. Формированием Г. и. завершается основная методологическая работа социолога, проводящего исследование. В зависимости от наличия описательной или объяснительной Г. либо отсутствия таковых строится стратегия и составляется программа исследования. Одна из наиболее распространенных ошибок в формулировке Г. и. состоит в том, что выдвигаются или тривиальные Г., доказательство (либо опровержение) которых фактически ничего не дает социологической науке, или предположения столь общего характера, без строгих формулировок, что практически их нельзя проверить. Чтобы избежать этих ошибок, необходимо хорошо знать методологические требования к выдвижению Г. п. и подбирать как можно большее число эмпирических индикаторов их проверки (см. Индикатор социальный). Этот путь обеспечит повышение степени подтверждаемостп выдвигаемых Г., хотя окончательный вывод относительно их истинности может дать только практика, проведение социологического исследования, социального эксперимента.


Социологический справочник. — К.: Политиздат Украины. . 1990.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Гипотезы исследования" в других словарях:

  • Исследования реинкарнаций — Это статья о неакадемическом направлении исследований. Пожалуйста, отредактируйте статью так, чтобы это было ясно как из её первых предложений, так и из последующего текста. Подробности в статье и на странице обсуждения …   Википедия

  • Исследования — Исследование следование изнутри или снутри, следование алгоритму опытного или теоретического анализа.Алгоритм преобладающий в естествознании: наблюдение явления, теоретический анализ в мировоззренческом и методологическом аспекте и поиск… …   Википедия

  • ИССЛЕДОВАНИЯ, ПОЛЕВЫЕ — [англ. field research, field work; от field поле, пространство] процесс сбора первичных данных для целей маркетингового анализа. Отличие от вторичных методов получения информации, в т.ч. кабинетного анализа, заключается в наличии… …   Маркетинг. Большой толковый словарь

  • Гипотезы происхождения НЛО — Термин «неопознанный летающий объект»  обобщающее понятие, обозначающее передвижение в воздушном пространстве не идентифицированных летательных аппаратов, употребляется диспетчерами наземных служб слежения по отношению к зарегистрированному… …   Википедия

  • Исследования Урана — Уран Фотография Урана с аппарата «Вояджер 2». Сведения об открытии Дата открытия 13 марта 1781 Первооткрыватель …   Википедия

  • ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭТАПЫ — – составные части исследования, выполняемые за определенный промежуток времени и заканчивающиеся качественными и/или количественными результатами. Последовательность и соразмерность этапов является показателем технологичности исследования. Этапы… …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

  • Методика юридико-психологического исследования — Методика – специфическая техника использования принципов и методов психологии (смМетоды юридико психологического исследования) в конкретном исследовании. Методы имеют общее значение, а методика в разных исследованиях своя, особая и… …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ — изложение теоретико методологич. предпосылок, общей концепции в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логич. последовательности операций для проверки гипотез.… …   Российская социологическая энциклопедия

  • Методы эмпирического исследования (empirical research methods) — Слово «эмпирический» буквально означает «то, что воспринимается органами чувств». Когда это прилагательное употребляется по отношению к методам научного исслед., оно служит для обозначения методик и методов, связанных с сенсорным (чувственным)… …   Психологическая энциклопедия

  • ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ — изложение осн. задач, методологич. предпосылок, методики и техники исследования. Отработка П. с. и. – непременное условие конкретного социологич. исследования. Назначение П. с. и. – логич. организация всего процесса исследования от постановки… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»